Заявление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его Семьи.
Уважаемый Борис Ефимович! Уважаемые члены Комиссии! Участвуя в Комиссии с начала ее создания, я открыто и свободно высказывал не только личные суждения и сомнения, но и те, с которыми встречался в Церкви и обществе.
Дважды по моему докладу Священный Синод Русской Православной Церкви принимал постановления о работе Комиссии и заверял церковную и международную общественность в своей приверженности поискам истины в изучаемом вопросе. Последний раз официальная позиция по данному вопросу была высказана Священным Синодом 17 июля 1997 года: "Считать поставленные Церковью вопросы на заседании Священного Синода 6 октября 1995 года и выработанные Комиссией 15 ноября 1995 года имеющими решение для завершения работы Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи".
Представленные на данном заседании заключения Генеральной прокуратуры и Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации подводят итог исследованиям.
Полагаю, что их нельзя принять с абсолютной достоверностью, ибо история науки свидетельствует: то, что сегодня в науке считается самым современным, точным и надежным, завтра может оказаться устаревшим, неточным и ошибочным. А опыт последних лет работы Комиссии показал, что вопросы могут и возможно будут возникать до бесконечности. Однако все чаще и настойчивее в связи с "екатеринбургскими останками" мы слышим призывы к их захоронению, указывающие, что безнравственно так долго не предавать их земле.
В настоящее время не нахожу оснований не отнестись с доверием к изложенной позиции Генеральной прокуратуры и судмедэкспертов.
Одновременно считаю, что вся научная, историческая и нравственная ответственность целиком ложится на авторов заключения, которые представили в Комиссию свои выводы. В Священном Писании о сущности человеческого тела указывается: яко земля ecu, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), тем не менее нашей жизни присуща потребность иметь памятное место об умерших - могилу. При захоронении "екатеринбургских останков", если и будут наличествовать сомнения, принадлежат ли они Царской Семье, или впоследствии наука изменит сделанные сегодня выводы, для России все равно будет важно существование даже символической могилы в память о последнем Российском Императоре, Его Семье и их верных слугах, принявших мученическую кончину, где будут совершаться молитвы и которая станет символом покаяния.
Дабы избежать любых недоразумений, считаю необходимым заявить, что мое данное мнение не является выражением официальной позиции Русской Православной Церкви в этом вопросе. Таковую впоследствии может выразить Святейший Патриарх как Предстоятель Церкви или Священный Синод.
Если потребуется моя подпись под официальным решением Комиссии, то я буду готов ее поставить при условии, если к подписываемому документу будет приложено настоящее заявление в качестве его неотъемлемой части.
30 января 1998 года
Журнал Московской Патриархии №4 1998г.
|